• Социальный интеллект (СИ)
  • Как бренды манипулируют обществом?
  • Кола вместо киселя
  • Золотое правило этики
  • О методах продаж

Социальный интеллект (СИ)

Социальный интеллект относится к способности человека понимать человеческие отношения и управлять ими.
Социальный интеллект включает способность распознавать целостную личность собеседника, и, на этом основании, знать как и когда говорить или слушать, что говорить и какую обратную связь давать.

СИ — это способность познать себя и познать других как можно более целостным образом.
СИ развивается из опыта общения с людьми и извлечения уроков из успехов и неудач в социальной среде.
СИ — это процесс развития, в результате которого возникает личность, которую можно определить по типу личности.

Это проявляется в том, как реагируют на ситуацию, каким способом коммуницируют и какой feedback дают.
Развитие социального интеллекта можно ускорить и дополнить образованием и тренингами. Программа из нескольких ступеней степени Магистра, которые я разработала в университете и проверила в течении 15 лет, направлена на развитие социального интеллекта, как на индивидуальном уровне, так и в организации.

Плохая эргономика человеческих взаимоотношений, в рабочем сообществе, проявляется симптомами ссор, болезней, неэффективностью и т.д. Анализ групповой динамики можно использовать для смены людей, но тогда будет бесконечная текучка кадров. Куда более разумно и безопасно — обучение людей. Как сказал Шекспир, устами одного из своих персонажей: «Зачем искать новые проблемы, если мы знакомы со старыми проблемами». Врожденная проблема человека в том, что люди не чувствуют сами себя автоматом, поэтому не могут видеть себя глазами других. Личность человека — это совокупность подсознательных моделей поведения, которые неизвестны самому человеку, но становятся известны после определенного образования.

Все мои программы построены на целостном понимании человека и человеческой коммуникации. В основе лежит психодинамика, эволюционная психология, эволюционные теории, меметика, теории человеческого общения.

Применение варьируется от психодинамического управления, эргономики на рабочем месте и убедительной коммуникации до медиа-грамотности и информации в информационных войнах.

См. Дерево Школы

Как бренды манипулируют обществом?

Статья Виктории Рябухиной доступна: http://teoramag.ru/2015/07/23/kak_brendi_mogut_manipulirovat_obschestvom/

Вопрос, который был поднят философом Артуром Шопенгауэром: «Можем ли мы желать своих желаний?», на сегодняшний день более актуален, чем когда-либо. Представьте. В жаркий летний день, желая утолить жажду, вы берете в руки холодную банку Coca-Cola. Скорее всего, вы и не предполагаете, что этот напиток выбрал для вас… Санта Клаус.

Немного истории. Санта Клаус появился в маркетинговой группе компании Coca-Cola в 1930 году. Художнику и дизайнеру Хэддону Сандблому, уроженцу Финляндии, пришла в голову идея объединить в одном рисунке всех «дедов» из самых различных культур, дарящих подарки на Рождество. Среди них были и не очень приятный Ёлу Пукки в Финляндии, и сентиментальный Синтерклаас в Нидерландах, и каррикатурный Санта в Америке, образ которого в 1863 году создал Томас Наст. Сандблом разработал рождественскую рекламу Coca-Cola, воссоздав образ финального Санта Клауса, взяв за модель собственный внешний вид. Так в 1931 году появился знакомый всем старый толстяк, счастливый и позитивный, в красном полушубке, и его сходство с Хэддоном Сандбломом было абсолютно очевидно.

Такой образ и характер рождественского деда стал популярным, быстро превратившись в своеобразный культурный мем. Мем – культурный ген, который копируется, потому что нравится массам и распространяется по той же причине. Это мощнейший инструмент продажи, манипуляции

Вернемся к Coca-Cola. Она стала первой компанией, которая поняла, что изображение продукта и ассоциации, сопровождающие его, являются зачастую более важными, чем сам продукт. Красная банка Coca-Cola вызывает воспоминания наподобие следующего: «Я где-то видел этот цвет… Это же красный, цвет куртки Санта Клауса!» Компания запатентовала красный цвет, и теперь большая часть населения мира связывает его именно с этим напитком.

Стоит немного подумать, и приходит понимание: Coca-Cola – это гораздо больше, чем просто имидж. Это бренд, продукт с «огненной печатью», как говорят маркетологи. Бренд, коим может являться конкретный продукт, мода, субкультура, политики или любая другая социальная конструкция, – это положительная репутация, построенная вокруг «объекта желаний» с целью генерировать ассоциации в умах потребителей. В одном бренде могут быть объединены от 6 до 12 ассоциаций, которые контролируют наши эмоции, настроение и нашу активность. Как показывают результаты многочисленных тестов и социальных исследований, проведенных для компании Coca-Cola, – сила в бренде.

Вот один их подобных экспериментов: было предложено протестировать группу людей, предлагая им один и тот же напиток, но в разных банках. Одна Coca-Cola была подана в неизвестной бутылке, вторая – в ее родной красной банке. Дегустаторы, не знавшие об идентичности обоих предлагаемых напитков, в большинстве случаев предпочитали тот, что был в красной банке: «Он вкуснее!» Бренд выиграл!

Точно такие же тесты, с аналогичным результатом, были проведены и для Pepsi-Cola. Ах, да… Pepsi-Cola. Спросите, почему она не может достичь тех же уровней продаж, что и Coca-Cola? На мой взгляд, рекламная «спортивность» Pepsi проигрывает мягким уютным американским ценностям Coca-Cola. Coca-Cola – это бренд, который представляет собой иерархический мем-комплекс, работающий на многих уровнях и удачно использующий одну из важнейший ценностей американского народа – понятие «свободы». Концепция «свободы» на рынке США создана и для внутренней, и для внешней политики. Если вы спросите американца, работающего долгими часами на заводе, чей контракт подразумевает короткий отпускной период и высокий пенсионный возраст: «Что есть самое лучшее в этой стране?», то, несомненно, услышете однозначный ответ: «Свобода».

На уточняющий вопрос о том, в чем же конкретно заключается их »свобода», вы вряд ли получите вразумительный ответ. Зачастую американцы не в состоянии это объяснить. Кажется, что «свобода» – это своего рода мантра, которую они повторяют без конца, как молитву. Coca-Cola является одним из наиболее эффективных маркетологов этой мантры. Coca-cola говорит на американском социальном языке.

Когда в 1989 году пала Берлинская стена и люди бросились через проломы на другую сторону, это драматично освещалось всеми телекомпаниями мира. А на той стороне в качестве приветствия, каждому вручали… баночку Coca-Cola. Иными словами, во время рождения нового праздника тысячи людей получили бесплатную банку Coca-Cola в качестве некоего символа «свободы». Крупнейшее медиа-событие в мировой истории. Представляете размах?

Подведем итоги: управление мемами – это путь управления умами людей и завоевания мира без атомного оружия, хотя это очень трудно поддается нашему пониманию. Чтобы распространяться и жить, мемам, безусловно, нужна помощь СМИ. Массовое развитие Coca-Cola началось в 1980-х годах, когда средства массовой информации стали более многогранными. С тех пор объемы продаж Coca-Cola увеличились примерно в 50 раз. История компании очевидно показывает нам, как при помощи СМИ мемы контролируют наши мысли, наш выбор и наше поведение. Можно ли сказать, что, находясь в собственной стране, мы являемся рабами дистанционного управления Нового Света? И что мы ответим Артуру Шопенгауэру на его мудрый вопрос: «Можем ли мы желать своих желаний»?

Не кисель, а кола: где потерялась российская культура?

Кто ведет нас и куда?
Когда вы надеваете брюки американского рабочего, которые называются «джинсы», вы, вероятно, не особо задумываетесь над тем, почему надеваете именно их. И точно не задумываетесь о том, какое количество представителей молодого поколения Америки в Нью-Йорке в это же самое время надевают брюки российского шахтера. Если же подобная мысль и промелькнет у вас в голове, вы посчитаете ее абсурдной идеей. В самом деле, «а где мясо?» в этом случае?

Если вы спросите себя: «Что заставляет меня одеваться так?», то попытаетесь оправдать свой выбор рациональностью: джинсы практичны и долговечны, и цена…. А вот назвать их дешевыми точно не придется, особенно, если джинсы по последней моде! Если же вы честны перед собой, то признаетесь, несколько краснея, что они «секси». Или воскликните: «Это круто!» И действительно, нашу культуру поглотили джинсы. Вы спокойно и с удовольствием разгуливаете в джинсах, потому что прохожие на вас пальцами не показывают, бабушки, сидящие на лавочке во дворе, не смеются над вами и в ярости не предлагают сменить одежду. Ученые, исследователи культуры, объясняют этот факт через теорию мемов.

Культуру можно представить как конструкцию культурных генов – мемов. Мемы есть идеи, мысли, теории, мелодии и все тому подобное. Это информация, которая нравится и передается путем подражания. Мемами могут быть: пословицы, шлягеры, комиксы, анекдоты, верования, стереотипы. Большинство из них безвредны. Многие из них являются привлекательными, и люди копируют их друг у друга. Маркетологи, создающие рекламу, работают на уровне меметики. Целью рекламы является создание мемов, которые управляют нашим поведением при походах в магазины в большей или меньшей степени.

Практически каждая культура является предметом естественного отбора этих самых мемов. Понравилось – и копируем. Долго не задумываясь над тем, почему нам это нравится. Чтобы оставаться живой, культура должна быть в состоянии производить много мемов. Но этого не достаточно. Чтобы быть успешной в конкуренции с другой культурой, а именно это и происходит сейчас, в процессе глобализации, следует также уметь распространять эти мемы – культурные гены – и таким образом «пробивать» свои места в глобальной конкуренции культур.

Еще 25 лет тому назад это было самым слабым местом в нашей стране, которая называлась тогда Советским Союзом. Мемы создавались талантливым российским народом в большом количестве, но их распространение было затруднено. Не было Интернета, компьютера, а печать чего-либо или копирование без одобрения верхов «Генерального Штаба» правления СССР было просто запрещено. Самая примитивная технология распространения тех самых мемов находилась под пристальным наблюдением. И Советский Союз умер. Это наша история. Сила американской культуры в том, что в этот же период она успешно создала международные бренды, направленные непосредственно на продажу населению мира: McDonalds, Coca-Cola, Pepsi-Cola, Kentucky Fried и т. д.

В результате американцы разработали сильнейшие по научным исследованиям направления в коммуникации и культурной антропологии и успешно использовали их через средства массовой информации. http://teoramag.ru/2015/06/26/ne-kisel-a-kola-gde-poteryalas-rossiyskaya-kultura/

Статья: «Золотое правило этики.»

Как мы помним, мораль существует и рождается для учета других членов сообщества а совместном коллективном проживании. Принцип взаимности можно увидеть широко распространенным в самой природе, а также в культуре и истории, созданной человеком.

«Золотое правило»: » Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.», является архетипом, правилом поведения взаимности. Оно известно как учение из Библии и многих других мудрых книг. Принцип Этики — взаимность, является фундаментом морали. В сущности, Золотое правило является этическим кодексом, манифестом того, что каждый имеет права на справедливое обращение с ними и ответственность за обеспечение справедливости для других. Взаимность, пожалуй, наиболее важная основа для современной концепции прав человека.

Ключевой элементом золотого правила в том, что персона, пытающаяся жить по этому правилу, должна подобным образом относится ко всем людям, а не только к членам своей группы. Золотое правило корнями уходит в широком диапазоне во многие мировые культуры. Начиная от Античного философа Фалеса, который сказал: «Избегайте делать то, в чем бы вы обвинили за это других», Сократа, Аристотеля и Платона : «Я могу делать другому то, что мне бы хотелось, чтобы другие, сделали мне»

В Библии мы можем найти золотое правило много раз, например в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).
В Исламе в Коране сказано так: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
В Пятикнижии эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).
В индуизме — Видура поучает своего брата царя Дхритараштру перед Битвой на Курукшетре: Пусть человек]не причиняет другому того, что неприятно ему самому.
У Конфуция золотое правило сформулировано в его «Беседах и суждениях»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Буддисты говорят: Когда кто-либо обращается с другим, думая так: «Как и я, так и они, как они, так и я», он никогда не убьет и не подвигнет других к убийству. Сутта Нипата 705 И в Африканских религиях присутствует подобное правило, как например, в Нигерии бытует пословица: Если кто-то собрался взять заостренную палку, чтобы ударить птенца, пусть почувствует сначала на себе, какую боль она причиняет.

Золотое правило можно найти и в других мудрых книгах и учениях.
Мы можем разумно предположить, что золотое правило в равной степени основано на биологии, культуре и культурной эволюции. Оно является взаимозависимой рекурсивной системой. Кроме того, идея золотого правила есть мем — культурный ген, который легко скопировать на разные уровни развития культур как пример, который легко понять. По этой причине, золотое правило есть своего рода общемировая основа закона морали.

Статья: «Рассуждения на тему современных методов продаж.»

Вся жизнь современного человека, любое направление его деятельности превратились в «продаж услуг». Все: образование, искусство и даже просто посиделки за чашечкой кофе. Люди перестали встречаться просто для дружеской встречи. Нет времени. Мы переходим на информационную экономику. А это определенное мировоззрение.

В информационной экономики, в предлагаемой «экономике услуг» происходит психологизация спроса — превращение продаваемой вещи в символ самооценки самого покупателя. Это отрыв образа вещи от самой вещи. Человек приобретает не вещи, не предметы, а статус, и оплачивает собственную идентичность. Возникает вопрос: как «продвигающему» замкнуть потребление потребителя на его идентичность, чтобы добиться успеха. Инет заполнен тренингами – курсами «Как добиться успеха»

Путь один — сформировать у потенциального клиента-адепта соответствующие психологические комплексы различными методами селф-билдинга («формирования себя»), используемыми практически всеми направлениями современной практической психологии.

Понятия «PR» и «продвижение» появились в США в 1920-е годы, и смысл их сводился к психоаналитическому манипулированию — именно тогда психоанализ находился на пике общественного интереса. Объектом манипулирования первоначально были домохозяйки со стабильной покупательной способностью. Консультанты по «общественным связям» начали отвечать за рекламу через фокус-группы, состоящие из тех же домохозяек.
Дальнейшее развитие «продвижения» привело к созданию методов формирования и стимулирования спроса. В 1930-е годы эти технологии были проданы политикам. Современная психология — ее направления в наше время не столько анализируют свой объект, сколько формируют его, в результате чего объект теряет свободу воли, выбора и сознания.

Методология, как известно, неотделима от идеологии. Психология ставит целью помочь человеку «решить его внутренние проблемы». Но в основе любого психологического подхода лежит определенное мировоззрение.

Возьмем для примера гештальт-психологию созданную американцем Фредериком Перлзом. Он предложил рассматривать удовлетворение потребностей, как завершение гештальтов — умение человека фокусироваться на существовании «здесь и сейчас».

Вспомним, что в основе философии гештальтизма лежит убеждение: «Делайте лишь то, что считаете нужным на данный момент. Это позволит в будущем не жалеть о том, что вы делаете сейчас».
Инет заполнен мемами на тему «живи здесь и сейчас».
Однако, восприятие человека только в точке «здесь и сейчас» (сравни «один раз живем», «бери от жизни все») — ведет к регрессу личности, с точки зрения шкалы этики человеческих ценностей. Такое жизненное кредо исключает долгосрочные ориентиры и формирует «мотыльковое сознание», исключающее ответственность.

Инет заполнен криками о том, что найти ответственного и/или профессионального человека, практически невозможно. Следующий шаг — переложить проблемы на другого, принести в жертву — его, но не себя. В Информационной экономике явно не хватает одно паззла: порассуждать об Этике. Может быть стоит начать это делать?