Статьи

"Шестой канал" или о "Человеческой коммуникации"

ШЕСТОЙ КАНАЛ или О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОТ ТРАДИЦИИ ДО ЭВОЛЮЦИИ.

Коммуникация - основа культуры

Часто коммуникацию рассматривают исключительно как процесс обмена информацией между людьми.

Однако даже в одиночестве человек мысленно взаимодействует с культурными нормами, верованиями и традициями общества. Он ориентируется на мнения своей социальной группы — коллег, друзей, политической партии или даже слухов. Эти факторы формируют его взгляды и решения, создавая внутренние коммуникационные процессы, которые со временем могут превращаться в стереотипы.

Коммуникация неизменно связана с культурой и является её фундаментальным элементом. Более того, она служит двигателем культурной эволюции, обеспечивая передачу знаний и социальных норм от поколения к поколению.

Академическое понимание коммуникации

Коммуникация как научная дисциплина охватывает широкий спектр вопросов: от межличностного общения до массовых медиа. Она пересекается с различными сферами знаний — психологией, антропологией, политологией, философией, биологией, экономикой, математикой, кибернетикой, меметикой и даже мастерством актера. Охватывает 25 направлений.

Три школы коммуникации

Существуют три ключевые школы коммуникации, каждая из которых предлагает свой взгляд на процесс взаимодействия между людьми:

  1. Школа процесса рассматривает коммуникацию как передачу информации. В её фокусе находятся акты коммуникации и механизмы передачи сообщений.
  2. Школа семиотики анализирует коммуникацию через призму смыслов. Её предметом является не только само сообщение, но и его роль в определённой культуре, а также способы интерпретации информации людьми, контексты.
  3. Школа психодинамики — моя, авторская концепция Виктории Рябухиной, основанная на интеграции культуры, личностных типов и коммуникативной среды. Эта школа использует меметику, зеркальные нейроны, теорию эннеаграммы – девяти типов личностей, квантовую теорию и принципы эволюционной психологии для анализа поведения человека.

Школа психодинамики опирается на концепцию Аристотеля о том, что целое больше, чем сумма его частей. При коммуникации возникает особое явление — emergence (возникновение нового качества), когда взаимодействие между элементами приводит к появлению уникальных эффектов.

В рамках своей диссертации я разработала модель Целостной коммуникации или Шестой канал. Этот канал представляет собой интуитивно-эмоциональное восприятие в коммуникации, позволяя человеку улавливать скрытые смыслы взаимодействия на уровне эффекта воздействия. Он открывает новые горизонты в понимании общения, помогая выстраивать эффективные межличностные и профессиональные связи.Таким образом, человеческая коммуникация — это не просто обмен словами, а сложный процесс, включающий когнитивные, культурные и психологические аспекты, которые можно изучать и развивать.

Шестой канал коммуникации

Мое первое образование – режиссер театра. Как известно, театр это наша реальность, наша жизнь в миниатюре. У театра давние традиции в использовании таких средств коммуникации, которые вошли в нашу повседневность и день ото дня становятся все более нужными.

Для большего понимания работы Шестого канала, следует обратиться к истории развития театральных навыков воздействия

Корни театра находятся в ритуалах и культовых обрядах. В те давние времена целью участников действия было погружение в транс. Сейчас западный театр имеет две стороны: исполнители и зрители. При этом зритель играет пассивную роль - только принимает информацию.

Мастера западного театра, начиная с Гоголя, пытались найти средства передачи информации публике глубже и сильнее, чем на это способны слова и пластика.

Во все времена в театре были актеры, чья энергетика так сильна, что выходя на сцену, они «будто заключают публику в свои объятия». С их появлением кажется, что уменьшилось театральное помещение, и зрители придвинулись ближе к исполнителю. Мы находимся под его сильным воздействием.

В Древней Греции знали понятие "катарсис" - очищение. Речь шла о состоянии очищения духа, которое достигается при помощи особенного действа, целью которого является возвращение внутренней гармонии, без которой человек не может быть здоров. Пифагор в 500-х годах до н.э. рекомендовал для достижения катарсиса музыку, Гераклид – огонь. Платон считал, что катарсис - это освобождение души от тела, страсть и удовольствие.

В последние годы люди часто используют слова streaming - течь, литься или inspiration – вдохновение, в потоке, характеризуя повышенную активность какого-либо дела. Все художественные натуры знают это состояние, хотя его описание и меняется в каждом определении. Речь идет об измененном состоянии сознания. Его можно распознать при помощи измерения энцефалограммы мозга, или другими способами. Состояние статуса публики можно фиксировать такими же методами.

Я проводила подобные измерения в 90-х годах и методом Кирлиан, и с академиком Геннадием Дульневым, который работал с торсионными полями.

Предметом измерения было энергетическое состояние актеров и зрителей во время театрального представления. Первые результаты представила в апреле 1996 года на международной конференции по био-электрографии в Хельсинки.

Изучение этого вопроса заставило меня более глубоко исследовать различные пределы таких явлений как катарсис и харизма.



В исследовании театральной информации абсолютно не важно оценивать точность измерительных приборов и индикаторов, мы не измеряем саму энергоинформацию. Мы фиксируем эффект данной информации на принимающего.

Систематизировав все вышеизложенное я создала модель театральной коммуникации. В дальнейшем она стала Целостной моделью человеческой коммуникации. В этой модели я приняла во внимание все тенденции, которые предшествующие «театральные» поколения пытались собрать вместе и внесла понятие "Шестой канал" - канал человеческой коммуникации.

Спецификации воздействия Шестого канала: энерго-информационный, эмоционально-интуитивный канал впечатления.

Для художников существование этого канала, само собой разумеется. Например, известный актер Клаус Кински рассказывал в своих воспоминаниях, что он способен передать свои эмоции зрителю, даже надев на лицо классическую театральную маску, находясь в статичном состоянии, бездействуя. И действительно, не видя его лица, публика точно знала, плачет он или смеется.

Искусство танца знаменитой Айседоры Дункан вызывало галлюцинации. Как например: многие говорили, что видели у Айседоры французский флаг во время исполнения танца «Марсельеза». Флага в реальности никогда не было.

Академик Дульнев в свое время сказал замечательную фразу: «Особенно представляется роль человека в мироздании, как своего рода переходного состояния от биологической к информационной сущности». И действительно, коммуникация между людьми ныне очень меняется. Вербальные и визуальные отношения все более переходят на уровень эмоциональных. Люди желают все больше такого рода коммуникаций, как впечатление. Ныне, многие говорят - «открой свою харизму», имея в виду – «произведи впечатление».

А где это находиться?

Посмотрим Целостную модель человеческой коммуникации или Шестой канал.

Режиссер, работая с пьесой, создает спектакль, т.е. делает информацию организованной и перекладывает пьесу на язык театра. В современной форме информация состоит из визуального, аудиального и энергоинформационного компонента. Иногда она содержит и компоненты, влияющие на обоняние, осязание и вкус.

(см. схему модели.)

Визуальный компонент театральной вести (1) состоит из сценической композиции и художественного оформления, пластических решений актерской игры, а также из таких визуальных эффектов, как свет, цвет, дым, видеоряд, кино, галолограмма, слайдовые проекции, и т.д.

Аудиальный компонент (2) включает всю звуковую информацию спектакля: диалоги, музыку и звуковые эффекты.

Компонент обоняния (3): в театрах используются разновидности дыма и курений. С помощью запаха, также как и с помощью других эффектов стремятся к художественному результату и другим целям целостного восприятия.

Компонент осязания (4): Осязание используют в театральных выступлениях как активизатор. Например: зрители следят за выступлением из плавательного бассейна. В этом случае все тело будет подключено к элементу воды.

Вкусовой компонент (5) в театре используется очень мало, хотя его устройство является весьма легким. Например: действие классической темы «Саломея» можно организовать вокруг фонтана в арабском ресторане. В этом случае все становятся приглашенными на пиршество царя Ирода и реально наслаждаются восточными угощениями с впечатлением, как 2000 лет тому назад. Представление может стать очень реалистичным.

Энергоинформационный компонент (6), Шестой канал (энергоинформационный интерактивный канал впечатлений). Согласно системной теории «организм – окружающая среда» функциональные системы многих уровней связаны вместе и находятся в процессе постоянной реорганизации, проявляясь эмоциональным уровнем. В таком рекурсивном функционирование возникает эмерджентный эффект. Эффект целого – возникновение нового. Эффект достигается в результате интеграция пяти чувств в новое проявление. Интерактивность происходит на уровне впечатления. Великие актеры, политики и ораторы хорошо это понимают и используют.

Таким образом, анализ театральной коммуникации убеждает, что именно на примере театра можно глубоко раскрыть природу межличностной коммуникации вообще.

Традиционно, деятели театра при создании моделей театральной коммуникации следовали аристотелевским правилам - обычно это были вербальные модели. Воздействие аудитории на актера признавалось и раннее, но о систематическом исследовании этого воздействия стало можно говорить в связи с появлением кибернетического понятия (feed- baсk) – «обратная связь».

Театральный сценарий человеческой коммуникации можно спроектировать на повседневную жизнь.

Все театральные факторы присутствуют в жизни. В повседневной жизни, когда мы находимся в ситуации коммуникации, существуют сценарий, режиссер, мизансцены, художественное оформление, актер (отправитель) и зритель (получатель) сообщения, контексты, интерпретация.

В модели обозначены традиционные пять каналов восприятия информации, но еще присутствует шестой канал – интерактивный канал впечатления, возникающий как эмерджентный эффект в результате интеграция пяти чувств в новое проявление.

Работа шестого канала объясняется теорией «орган – окружающая среда». Интерактивное функционирование шестого канала является результатом нашей целостной коммуникации с окружающей средой.

Театральный сценарий коммуникации можно использовать в реальной жизни, потому что наша жизнь, так же как и театральное представление, сиюминутна, а в ежедневной коммуникации людей друг с другом происходят те же коммуникативные процессы.

В этом случае модель можно назвать «Целостной моделью человеческой коммуникации».